Оскар Уайльд
|
Турежанова Г.А. О сказках О. УайльдаТурежанова Г.А. "Читаем Оскара Уайльда", Уральск: РИЦ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2013
Оскар Уайльд - одна из наиболее замечательных и противоречивых фигур в английской литературе. Как при жизни, так и после смерти его имя пользуется необыкновенной известностью. Современники называли его "блестящий Оскар". Писательская карьера Оскара Уайльда складывалась как своеобразный калейдоскоп. Репутация ни одного писателя его поколения не претерпела так много различных превращений - от осмеяния к преклонению, от преклонения к славе, от триумфальной славы к бесчестию, позору и презрению; а со временем, посмертно, - возврата к славе и триумфу. В начале 90-х годов ХIХ века Уайльд стремительно завоевывал признание и славу в английских литературных кругах как блестящий острослов, эксцентричная личность, апостол эстетизма и писатель, отличающийся красотой и изяществом стиля, оригинальным умом и проницательностью. Каждое его слово ловили на лету, окружающим он казался бунтарем, носителем небывалой новизны. В его афоризмах, эпиграммах, парадоксах и философских замечаниях сквозит неприятие общества с его законами и моралью. Сказки Уайльда - не наивные россказни, а серьезные, местами недетские произведения. Оскар Уайльд обличает алчность и корыстность буржуазных нравов, противопоставляя им искренние чувства и привязанности простых людей, не загрязненные холодным расчетом и составляющие подлинную красоту человеческих отношений. В своих сказках он говорит о несправедливом устройстве общества, в котором те, кто трудятся, терпят лишения и нужду, в то время как другие живут припеваючи за счет их труда; показывает, как эгоизм и алчность этого мира убивают вокруг себя все живое; блестяще высмеивает пустоту и чванливость кичащейся своей родовитостью знати. Сказки предназначались не детям, а скорее взрослым, "которые не утратили дара радоваться и изумляться". Критика отозвалась об этих книжках прохладно, но теперь они стали бесспорной классикой. Мало кому дано было с такой убедительностью "описать то, чего никогда не было", - так сформулировал свою задачу сам Уайльд. И решал ее очень последовательно, вступая в спор с тогдашней прозой, которая добивалась прямо противоположного эффекта. Это была принципиальная полемика. Уайльду говорили, что он пишет о пустяках, вместо того чтобы озаботиться серьезными социальными проблемами, что превращает литературу в беспечную забаву. Он возражал: насупленная серьезность - вовсе не ручательство, что писатель создал что-то настоящее. Нужно вернуть ощущение творчества как магии и волшебства. Нужно, чтобы проза стала не просто хроникой или проповедью, а искусством, в котором так много значит выдумка, красочность, гротеск, условность, игра. Правота, в конечном счете, была на его стороне. Это подтверждено его реальными свершениями. Творчество Оскара Уайльда связано со многими явлениями не только английской, но и в целом западно-европейской литературы. Уайльд сам подчеркивал эту связь, называя целый ряд близких ему имен. Его кумирами были Эдгар По, Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Джон Рескин, Уолтер Пейтер. Во многих своих произведениях Уайльд преломлял, развивал или повторял суждения Пейтера и Рескина, которые проповедовали культ красоты, несовместимость мира подлинного искусства с буржуазной пошлостью. Пейтер проповедовал искусство ради искусства. Оскар Уайльд с готовностью превратил этот тезис в свой девиз и положил его в основу своей философии. Творчество Уайльда было глубоко содержательным, он затронул многие жизненные вопросы, хотя делал это в необычной манере. Немало его произведений, начиная с первых стихотворений и кончая "Балладой Редингской тюрьмы", свидетельствуют о том, как писателю было тесно в рамках декадентской эстетики. Талант Оскара Уайльда проявился в разных жанрах - статьях, пьесах, сказках, стихотворениях, романе… Уайльд не занял места среди тех писателей конца XIX века, которые, пусть непоследовательно и противоречиво, но пытались приблизить свое искусство к народу. Отражая в своих эстетических взглядах двойственность, характерную для мелко-буржуазного сознания в условиях империалистической реакции, он скорбел об упадке красоты в современном ему обществе, но выход для искусства видел лишь в одном - противопоставить действительности мир красивой выдумки. Но здоровые и сильные стороны его дарования - острая ирония, умение запечатлеть действительные противоречия жизни в метких парадоксах, блестящее владение диалогом, чуткость к слову, классическая простота фразы - обеспечили ему успех и посмертную славу. Его творчество - хорошая иллюстрация к вечно справедливой формуле Гете: "Поэта делает живое ощущение действительности и способность его выразить". [9. с.165]. Уайльд обладал и тем и другим; кроме того, он был преисполнен понимания исключительной важности и непреходящей ценности настоящего искусства. Попытки считать произведения писателя менее значительными, чем эпатирующая внешность и громкие заявления лидеров лондонских эстетов, либо вычитывать в его книгах проявления некоторых болезненных склонностей мало продуктивны. Лучше всего это доказано (от противного!) стойкостью читательского интереса к его творениям. Финский исследователь А. Оялы назвал сборник «Счастливый принц и другие сказки» «духовным завещанием Оскара Уайльда». В них Уайльд-эстет, прославляющий красоту как единственную цель жизни, истинную религию, полемизирует с Уайльдом-моралистом. Вопреки уайльдовским заявлениям «обладание хорошим поваром гораздо важнее нравственности», «понятие добра и зла доступно лишь тем, кто лишен всех остальных понятий», «художник не моралист», «у художника нет этических симпатий», нравственный пафос волшебных сказок Уайльда неоспорим. Великан («The Selfish Giant») узнает, что такое счастье, лишь сделав добро; претенциозный эгоцентризм и тщеславие Замечательной Ракеты высмеивается автором; жестокость Инфанты отвратительна и заставляет забыть о ее красоте; только через милосердие лежит путь Мальчика-звезды к престолу. Трудно сказать, открывают ли сказки Уайльда его «христианско-религиозные искания». Оба сборника обнаруживают сильное влияние Х.К. Андерсена и Г. Флобера [Соколянский, с.63], отсюда и христианские мотивы, присущие этим авторам. К тому же, в период создания сказов О. Уайльд еще не был слишком озабочен вопросами религиозного характера. Как заметил биограф Х. Пирсон о нескольких сказках, это «проповеди практического христианства». Уайльд-сказочник и верен, и противоречит Уайльду-проповеднику красоты: с одной стороны, здесь описана все та же экзотика, россыпи драгоценных камней, великолепные одежды, и главные герои непременно красивы; но с другой стороны, оловянное сердце раздарившего свои драгоценности (а вместе с ними и свою красоту) Счастливого Принца и замерзшая ласточка оказываются избранными ангелом как наиболее ценное в городе, и Молодой король, отрекшийся от всей красоты, от все созданий искусства, коронован самим Богом: «лучи соткали для короля мантию, … сухой посох зацвел лилиями, … и лицо короля стало как ангельский лик». Путь сатирика привел Оскара Уайльда на путь смирения. Форсайтовское английское общество не простило Уайльду издевки над собой, и когда он оказался беззащитен – растоптало его: «Людей, великолепно одетых, но посредственно образованных, возвышали в собственных глазах мои остроты и парадоксы. Я направлял на их самообманы яркий луч своей отточенной речи, и они начинали светиться. Но светились они всего-навсего отраженным светом. Англичане поняли это лишь после того, как я был отдан под суд за безнравственность, и, поняв, принялись топтать меня со всей яростью обманувшихся». Оскар Уайльд умер в 1900 году, завершив свой жизненный и творческий путь вместе с 19-тым веком. В новый, 20 век, активно вступили другие современники Уайльда. Что ж, все течет, все изменяется в этой жизни. Вечно лишь искусство. Оскар Уайльд внес достойный вклад в его развитие. "Настоящий художник" и бесспорный талант, он полно выразил себя в своих произведениях - с достоинствами и недостатками, сплетенными в единый клубок... Г.А. Турежанова
|
|||
|
||||
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна. © 2016—2024 "Оскар Уайльд" |