Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Валова О.М. Функция обрамления в сказках О. Уайльда

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

Обратим внимание на построение сказок О. Уайльда. Как правило, истории, рассказанные писателем, имеют обрамление. Так, повествование о Ласточке и Счастливом Принце предваряется и завершается обсуждением статуи городскими обывателями; рассказ о получении Соловьем красной розы - событиями из жизни Студента. Взаимоотношения Маленького Ганса и Мельника толкуются Водяной Крысой, а из начальных и конечных сцен этой сказки мы получаем представление о ней и ее собеседниках.

В центральной части сказок автором дается история, к участникам которой нельзя не отнестись с жалостью и симпатией. И Ласточка, и Счастливый принц, и Соловей, и Маленький Ганс добры, преданны, открыты и в то же время не поняты окружающими (чьи образы как раз и выводятся в обрамлении). Подобное построение, по замыслу О. Уайльда, свидетельствует о наличии во всяком явлении видимой и скрытой сторон, внешних проявлений и сути. Скрытая сторона никогда не бывает доступна непосвященным. Например, Профессор Орнитологии крайне озадачен появлением Ласточки среди зимы, и хотя он решил исследовать это явление, никогда не узнает, что героиня осталась в холода только из-за любви к Счастливому Принцу. Студенту не важно, как в его саду оказалась красная роза, а рассказ Водяной Крысы о Маленьком Гансе вообще имеет отвлеченный характер. В сказках автор использует ряд приемов, оттеняющих полное отсутствие контактов внешнего и внутреннего мира.

Следует сказать и о такой композиционной особенности как введение образа Христа в заключительную часть сказки. Как уже было сказано, история Ласточки и Счастливого Принца заключена в повествование о жизни городских обывателей, но завершает сказку эпизод, в котором Христос просит ангела принести ему самое ценное в городе (сердце Принца и мертвую Ласточку). Тем самым автор дает аллегорическую картину современной действительности, где лучшие чувства и прекрасные духовные качества оказываются невостребованными и ненужными в обыкновенных обстоятельствах. Введение же образа Христа показывает, что есть высший суд, где добро, любовь, сострадание будут оценены по достоинству.

В сказках Соловей и роза, Преданный друг образ Христа отсутствует. Дело в том, что здесь мы имеем дело с персонажами, близкими по своей сути к героям народной сказки, не знающими неверного пути. Христос же выделяет только тех, кто нашел в себе силы измениться, пересмотреть жизненные позиции.

Таким образом, при анализе композиции произведений становится более очевидным уайльдовский взгляд на действительность, на закономерности взаимоотношений в обществе, значение духовной жизни для человека.

О.М. Валова




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Оскар Уайльд"