Оскар Уайльд
Оскар Уайльд

На правах рекламы:

Дорожная разметка — Библиотека правил дорожного движения и статей о вождении (ros-znak.com)

 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Турежанова Г.А. Жизнь и смерть в этической системе в сказках Оскара Уайльда

Турежанова Г.А. "Читаем Оскара Уайльда", Уральск: РИЦ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2013

В сказках Оскара Уайльда, по крайней мере, один из главных героев умирает. Единственным исключением является сказка («Молодой Король»). Но в этой сказке смерть присутствует в волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации. Таким образом, тема смерти — общая тема всех 9-и сказок Оскара Уайльда. Семантический анализируя с основными поступками героев и их смертью можно дать оптимистическую и пессимистическую характеристику сказкам Оскара Уайльда.

Сказка «Счастливый принц». Когда Принц был человеком, он жил на ограниченной территории (Дворец и Сад, окруженный высокой стеной), вокруг него все было прекрасно, но жизнь его человеческого сердца была мнимой (он не знал, что такое слезы и, ни разу не догадался спросить, что, же происходит за стеной Сада). После своей смерти Принц возродился в облике статуи, который удивительно точно отражает указанные особенности его человеческой жизни: 1) ограниченность жизненного пространства Принца-человека отражена в прикованности Принца-статуи к пьедесталу; 2) ограниченность представлений Принца-человека о жизни отражена в том, что под красивой оболочкой статуи находится свинец; 3) ограниченность (мнимость) жизни человеческого сердца Принца отражена в том, что в новом облике Принц имеет свинцовое сердце. Благодаря своему новому местоположению («меня поставили здесь, наверху, так высоко». Принц видит «все скорби и всю нищету» его столицы и это доставляет ему огромные страдания («хотя сердце теперь у меня свинцовое, я не могу удержаться от слез»). Раздаривая с помощью Ласточки свои сокровища, Принц-статуя сделал счастливыми многих нуждающихся жителей своей столицы («Листок за листком раздавала Ласточка, золото Принца бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры. “А у нас есть хлеб!” — кричали они»). В конце сказки Ласточка «поцеловала Счастливого Принца в уста и упала мертвая к его ногам. И в ту же минуту странный треск раздался у статуи внутри, словно что-то разорвалось. Это раскололось свинцовое сердце». После цитированных слов в тексте сказки следует предложение «Воистину был жестокий мороз», которое скрывает, намеренно, камуфлирует «истинную» причину смерти Принца-статуи.

В обсуждаемой сказке Счастливый Принц плакал, видя бедствия нуждающихся жителей города, но совершенно не замечал бедствий своей посланницы Ласточки. Поэтому смерть Ласточки оказалась для него полной неожиданностью и открыла ему и глубину всех тех страданий, которые перенесла Ласточка, согласившись стать его посланницей, и то, что именно он, Принц, явился причиной, как всех этих страданий, так и смерти Ласточки. Таким образом, свинцовое сердце раскололось от сильных переживаний Принца-статуи, связанных с тем, что он явился причиной страданий и смерти Ласточки. Заканчивается сказка словами «И повелел Господь ангелу своему: Принеси Мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе». И принес Ему ангел свинцовое сердце и мертвую птицу. «Ты правильно выбрал, — сказал Господь. — Ибо эта маленькая пташка будет петь вовеки веков в Моих райских садах, а Счастливый Принц будет воздавать Мне хвалу в Моем золотом городе». Как продемонстрировано, указанный оптимистический финал сказки содержит сразу две интеллектуальные загадки Оскара Уайльда: 1. Почему ангел и Бог в качестве самого ценного в городе, выбрали мертвую Ласточку и сердце статуи? 2. За что в золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу? Ангел и Бог потому в качестве самого ценного в городе выбрали мертвую Ласточку, что она имела сострадательное сердце и жизнь ее сердца была реальной, а не мнимой (в частности, она бескорыстно служила ослепшему Принцу); свинцовое сердце Принца - статуи, что на желание Принца сделать людей счастливыми не повлияло и то, что, расставшись с сапфирами, он стал слепым, и то, что, раздарив все свои сокровища, он стал выглядеть «хуже любого нищего». Однако самым существенным оказалось то, что благодаря сильным переживаниям, вызванных смертью Ласточки, Принц понял, наконец, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца — уменьшать общий уровень страданий живых существ на Земле. В золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу за то, что, возродив его в облике статуи, Бог помог понять Принцу, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца. Таким образом, сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц» имеет оптимистический финал.

Сказка «Великан-эгоист». В начале Великан-эгоист запретил детям гулять в его прекрасном Саду. С уходом детей в Саду Великана поселилась Зима (проявление отрицательного отношения Бога к действиям героя), которая ушла из Сада, как только Великан изменил свое отношение к детям (проявление положительного отношения Бога). В конце сказки Великан встретился с маленьким мальчиком: «Однажды ты Великан позволил мне мальчику поиграть в твоем саду, а сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем». …И на другой день дело происходило зимой, когда дети прибежали в сад, они нашли Великана мертвым: он лежал под деревом, которое было все осыпано белым цветом» (проявление положительного отношения Бога). Таким образом, в обсуждаемой сказке отнятие (смерть) и возвращение (воскрешение) Сада являются наказанием и поощрением Великана соответственно за его правильные и неправильные поступки, а высочайшую награду («сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем») Великан получил за то, что кроме своего Сада он полюбил и детей («У меня много прекрасных цветов, но нет на свете цветов прекраснее, чем дети»).

Сказка «Рыбак и его душа». В начале обсуждаемой сказки молодой Рыбак поставлен в ситуацию выбора: любовь Девы морской или сохранение единства с собственной Душой. Рыбак выбрал первое. Однако, через три года, прибегнув к обману, Душа возвратилась к Рыбаку, но не смогла найти входа в его сердце, «ибо было окутано оно любовью к Деве морской». После того, как Рыбак согласился помочь Душе войти в свое сердце, умирает Дева морская. Затем умирает Рыбак («Всегда любовь к тебе Деве морской пребывала во мне, и была она так несокрушимо могуча, что все было над нею бессильно, хотя я видел и злое и доброе. И ныне, когда ты мертва, я тоже умру с тобою»), а Душа соединяется с сердцем Рыбака («Когда Рыбак увидел, что близок конец, он поцеловал безумными губами холодные губы морской Девы, и сердце у него разорвалось,… и Душа нашла туда вход, и вошла в него, и стала с ним, как и прежде, едина»). В финале сказки Священник, обнаружив на берегу тела Рыбака и Девы морской, сказал людям: «Я не пошлю благословения морю и тому, что находится в нем.… Возьмите тело его и тело его возлюбленной и схороните их на Погосте Отверженных.… Ибо прокляты они были в жизни, прокляты будут и в смерти». Но прошло три года, «и в день праздничный Священник пришел в храм, чтобы сказать проповедь о гневе господнем. И когда он вошел в алтарь, и пал ниц, он увидел, что престол весь усыпан цветами, дотоле никем не виданными». И под воздействием цветов вместо проповеди «о гневе господнем» Священник говорил «о боге, чье имя — Любовь. …И когда он кончил свое слово, все бывшие в храме зарыдали, и пошел Священник в ризницу, и глаза его были полны слез». И спросил Священник у своих помощников: «Что это за цветы на престоле и откуда они?» И те ответили ему: «Что это за цветы, мы не можем сказать, но они с Погоста Отверженных…». И задрожал Священник, и вернулся в свой дом молиться. И утром, на самой заре… благословил он море и дикую тварь, которая водится в нем.… Всем созданиям божьего мира дал он свое благословение; и народ дивился и радовался». Таким образом, в указанном оптимистическом финале сказки Священник узнал и выполнил волю Бога, хотя она и противоречила его первоначальной реакции на историю любви Рыбака и Девы морской.

Сказка «Молодой король». В обсуждаемой сказке смерть присутствует во втором и третьем волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации: во втором сне умирает араб от стрелы капитана галеры, которую по приказу Молодого Короля снарядили за поисками жемчужины для его скипетра, и ныряльщик, который доставал жемчужины со дна моря («Но лицо ныряльщика было до странности бледным, и, когда он упал на палубу, кровь хлынула из его ушей и ноздрей. Он вздрогнул и замер. Негры пожали плечами и бросили тело за борт».); в третьем сне на людей, добывающих рубины для королевской короны, взирали из темной пещеры Смерть (Death) и Скупость (Avarice). Смерть три раза просила Скупость дать одно из трех зернышек, которые та держала в руке, но Скупость все три раза отказывала Смерти. После первого отказа Скупости — «Смерть засмеялась, и взяла чашу, и окунула ее в лужу, и из чаши восстала Лихорадка. Лихорадка обошла все великое множество людей, и каждый третий упал замертво». После второго — «Смерть засмеялась, и подняла черный камень, и бросила его в лес, и из зарослей дикого болиголова в огненном одеянии явилась Горячка. Она обошла все великое множество людей и касалась их рукой, и кого коснулась она — тот умирал». После третьего — «Засмеялась Смерть, и, вложив пальцы в рот, свистнула, и на свист прилетела по воздуху женщина. «Чума» было написано на ее челе, и стая тощих стервятников кружилась вокруг нее. Они распростерли свои крыла над долиной, и все люди упали замертво». Таким образом, из второго и третьего снов Молодой Король узнал, что в «сердце рубина» и в «сердце жемчуга», предназначенных для украшения его скипетра и короны, — «Кровь» и «Смерть» людей. Поэтому на следующий день он решил отказаться от подготовленного для него царского одеяния и на церемонию коронации отправился в одеянии пастуха («Однако я не хочу ни этого одеяния, ни этой короны, но каким вошел во дворец, таким и выйду из него»). В финале сказки «Склонив голову, он Молодой Король молился, и священнослужители неслышно отошли от алтаря в своих неуклюжих ризах. И вдруг в дверях послышался страшный шум, и в храм вошли придворные с обнаженными мечами… «Где этот сновидец? — кричали они. — Где этот Король, ряженный нищим, этот мальчишка, покрывший позором наше королевство? Воистину мы убьем его, ибо он недостоин, править нами». И молодой Король вновь опустил голову, и молился, и, окончив молитву, встал, и, обернувшись, печально смотрел на них. И вот через оконные витражи на него хлынул солнечный свет, и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. Мертвый посох расцвел, и на нем распустились лилии, которые были белее жемчуга. Сухой шип расцвел, и на нем распустились розы, которые, были, краснее рубинов… Он стоял, в королевском облачении, и врата изукрашенного драгоценными камнями алтаря отверзлись, и из хрустальных граней дароносицы полился таинственный, дивный свет.… И народ в благоговейном страхе преклонил колени, и придворные вложили мечи в ножны и присягнули ему на верность, и лицо епископа побледнело, а руки его задрожали. «Тот, кто выше меня, венчал тебя!» — воскликнул он и встал перед ним на колени».

Сказка «Замечательная ракета». Обсуждаемая сказка имеет сложную структуру, так как составлена из двух разных историй: начальной является оптимистическая история о свадьбе Принца и Принцессы («Принц и Принцесса сидели во главе стола в Большом зале, и пили из прозрачной хрустальной чаши. Только истинные влюбленные могли пить из этой чаши, ибо стоило лживым устам прикоснуться к ней, как хрусталь становился тусклым, мутным и серым. Совершенно ясно, что они любят друг друга, — сказал маленький Паж. «Это так же ясно, как ясен хрусталь этой чаши!»), в конце текста сказки содержится история о Замечательной ракете, в середине текста сказки обе указанные истории сопряжены друг с другом. Так как в названии сказки отражена только вторая история, можно заключить, что в сказке основной является история о Замечательной ракете. На наш взгляд, первая история понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы ввести в сказку привычных сказочных героев (Принца, Принцессу, Короля и Пажа) и подчеркнуть пессимистичность второй истории: «Все участники фейерверка имели большой успех, за исключением замечательной Ракеты. Она настолько отсырела от слез, что ее так и не удалось запустить». Действительно, если из сказки «Замечательная ракета» удалить ту часть первой истории, которая не сопряжена с (основной) второй историей, например, начать сказку с предложения «В некотором государстве праздновалась свадьба Принца и Принцессы», а остальной текст сказки, который начинается с предложения «Программа празднеств должна была закончиться грандиозным фейерверком» оставить без изменения, то усеченный вариант сказки будет представлять из себя самостоятельную законченную историю. Однако в этой новой истории жизнеописание Ракеты приобретет оптимистическое звучание: несмотря на ряд неудач, Ракете все-таки удалось выполнить свое предназначение «взлететь в небо» (умереть в сиянии). В исходном же тексте сказки жизненное предназначение Огней фейерверка и Ракеты не просто «взлететь в небо», а сделать богоугодное дело — порадовать своим сиянием Принца и Принцессу (умереть в сиянии во имя высокой цели).

Сказка «Мальчик-звезда». Некоторые события из обсуждаемой сказки, свидетельствующие о богоизбранности Мальчика-звезды: 1) Когда Мальчика-звезда был младенцем, «звезда упала с неба» и указала Лесорубам место на снегу, где находился Плащ, в который он был, завернут; 2) Хотя Лесоруб рассказал своей жене о небесном знамении, она согласилась взять Мальчика-звезду в дом на воспитание только после появления волшебного «Злого ветра»; 3) Когда Мальчик-звезда узнал, что он потерял красоту, «он бросился ничком на траву и заплакал и сказал: «Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя». Таким образом, Мальчик-Звезда оказался способным быстро найти объяснение происшедшего с ним («это мне наказание за мой грех») и понять, что ему делать дальше («я должен отправиться на поиски…»); 4) Когда Мальчик-звезда отдал Прокаженному монету из красного золота, «сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает», но вместо этого к Мальчику-звезде возвращается его красота; 5) «А священнослужители и вельможи преклонили перед ним Мальчиком-звездой колена и сказали: «Было давнее пророчество, что в день этот придет к нам тот, кому суждено править нами…»; 6) «И нищенка положила руку на его голову и сказала: «Встань!» И прокаженный положил руку на его голову и тоже сказал: «Встань!» И он встал с колен и посмотрел на них. И что же! Перед ним были Король и Королева»; 7) Когда Мальчик-звезда стал властелином города «он был справедлив и милосерд ко всем. …И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие». Обсуждаемая сказка заканчивается словами «Но правил Мальчик-звезда недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном», которые идут сразу же после фрагмента текста сказки, приведенного нами в пункте. По мнению М. Соколянского, «эта концовка с конкретным указанием на длительность правления нового короля, дисгармонирующим с основной жанровой установкой, воспринимается как своего рода эпилог; эпилог этот тоже не из сказочного ряда. Что же касается последней фразы о преемнике-тиране, то сюжетно не мотивированная, она хоть и наталкивает на серьезные рассуждения о диалектическом ходе истории, явно нарушает сказочно-фабульную логику. По-видимому, небезосновательными были упреки ряда критиков и исследователей в «сделанности» некоторых сказок писателя». На наш взгляд, указанная концовка (в частности, сообщение о смерти Мальчика-звезды) понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы читатель уловил основную идею сказки: «Человек способен стать хорошим правителем только в том случае, если он способен выдержать испытания, превышающие его силы». Переходим на пессимистические сказки Оскара Уайльда, в которых Бог не дает (в явной или неявной форме) общую положительную оценку действиям героям.

Сказка «Соловей и роза». В начале обсуждаемой сказки Студенту требуется красная Роза, чтобы получить согласие девушки на «танец до рассвета», и он плачет, что у него нет этой розы. Слезы Студента Соловей принимает за признак настоящей любви и ценой собственной жизни добывает розу для Cтудента («Смерть — дорогая цена за красную розу…. Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки — ничто в сравнении с человеческим сердцем»). В финале сказки девушка не приняла розы от Студента и он «бросил розу на землю. Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги. …Какая глупость эта Любовь, — размышлял Студент, возвращаясь, домой. — В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике». Утверждается, что Соловей «с самого начала сказки духовно высок, что подтверждается испытанием, которое возносит его на недосягаемую высоту». На наш взгляд, действия Соловья, направленные на то, чтобы раздобыть для Студента красную розу, противоречат содержанию его собственных песен (из песен Соловья следует, что любовь это длительный процесс и посторонним нельзя вмешиваться в «таинства» этого процесса), любовь Студента и девушки не состоялась из-за вмешательства Соловья и именно по этим причинам смерть Соловья не вызвала положительного отношения Бога к нему.

Сказка «Преданный друг». В начале обсуждаемой сказки Мельник хочет каждый день получать от Ганса как можно большую выгоду; Ганс — работать в своем саду и на деньги, вырученные от продажи цветов, выкупить заложенные им зимой вещи. Таким образом: 1) Гансу необходимо научиться отказывать Мельнику в его просьбах (так как только в этом случае он сможет выжить); 2) Мельнику необходимо научиться видеть в Гансе равного себе человека (так как только в этом случае он сможет преодолеть свою страсть к обиранию и эксплуатации добродушного Ганса). В сказке продемонстрировано, что Мельник и Ганс сами не в состоянии перестроить свои привычные отношения, а наиболее показательным является случай, когда Мельнику посылает бедного Ганса за доктором дождливую погоду. Ночь такая темная, а у бедного Ганса нет фонаря. Ситуация парадоксальна: Мельник не дает фонаря Гансу («Я бы с удовольствием дал, но фонарь у меня новый, и вдруг с ним что-нибудь случится?»), Ганс соглашается идти за доктором без фонаря («Ну ничего, обойдусь и без фонаря!»). При этом оба понимают, что без фонаря невозможно справиться с «большой бедой». Хотя, несмотря на страшную бурю и темень Ганс дошел до Доктора и тот на лошади отправился к Мельнику. Однако, возвращаясь, домой без фонаря, Ганс утонул. Таким образом, после указанного подвига Ганса, Мельник, ради которого этот подвиг совершался, стал не лучше, а хуже. Добавим, что, на наш взгляд, мораль обсуждаемой сказки, о которой Коноплянка упоминает в разговорах с Водяной Крысой и мамой-Уткой, заключается в следующем: «Если из двух людей один не умеет отказать другому, то первый может превратить второго в монстра».

Сказка «День рождения инфанты». В обсуждаемой сказке, для того чтобы найти Инфанту, маленький Карлик должен пройти через четыре больших дворцовых зала. Пройдя первый зал, Карлик преодолел в себе страх большого пространства и дворцовой роскоши; пройдя второй — страх, который он испытывал от рассказов угольщиков «о компрачос, которые охотятся только по ночам, встретив человека, превращают его в оленя и устраивают за ним погоню»; пройдя третий — он выдержал искушение богатством. В четвертом зале произошло следующее: Карлик увидел там «чудовище» («the monster») и, когда он понял, что чудовище — это он сам, отраженный в зеркале, «он издал дикий вопль отчаяния и в слезах рухнул наземь: …он и есть чудовище, и это над ним потешались дети, и маленькая Принцесса, которая, как он верил, полюбила его, тоже просто насмехалась над его безобразием.… Как раненое животное, Карлик со стоном отполз в тень». Далее идет заключительная сцена сказки, в которой Карлик умирает. Таким образом, причиной смерти Карлика явилось то, что он не выдержал четвертое испытание — встречу со своим зеркальным отражением. Таким образом, основные герои и их поступки сказок Оскара Уайльда по которым Бог Уайльда судит героев, дает героям (в явной или неявной форме) общую (положительную или отрицательную) оценку. Хотя финал каждый сказки Уайльда очень трагично, тем не менее, сказки Уайльда обладает значительной социально-нравственной ценностью, ибо содержат в себе, наряду с саркастическим осмеянием пороков буржуазного мира, страстную проповедь добра, сострадания и красоты. Эти сказки всегда несет в себе огромный положительный нравственный заряд, ибо Добро торжествует не в надежде на вознаграждение, или признание заслуг, а в силу своей природы и утверждения вечных нравственных истин и начал. Награда Добру – в самом существовании Добра и в этом плане сказки Уайльда оптимистичны, ибо Добро царствует в них, понятое или не понятое. «Сказки» Оскара Уайльда – своеобразны по своему стилевому и содержательному характеру и заключают в себе как черты классической народной и литературной сказки, так и присущие только прозе Уайльда эстетические и художественные черты.

Г.А. Турежанова




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Оскар Уайльд"